Шайбы складного ножа. Фторопласт или металл?

Шайбы складного ножа. Фторопласт или металл?

Довольно часто, подслушав разговор двух ножеманов, можно услышать словосочетания «бронзовая шайба», «фторопластовая шайба», «керамический подшипник» и прочие специфические термины. Приобретая нож впервые, наверняка мало кто задумывается над вопросом устройства осевого узла в ноже, и тем, какие именно детали обеспечивают плавное движение клинка при раскрытии и закрытии. В этом материале мы попытаемся доступным языком объяснить вам, что за звери такие эти шайбы и подшипники, какие бывают их разновидности и места обитания

Бронза или латунь, почему именно цветмет?

Шайбы из цветных металлов подходят по совокупности своих физико-химических качеств. Бронза или латунь – относительно мягкие материалы, мягче стали, не царапают стальные лайнеры, легки при обработке, облегчают притирку. Они не настолько сильно подвержены коррозии, как железо. Хотя, чаще всего нужно учитывать конструкционные особенности вашего складного ножа.

Например, металлические шайбы позволяют закручивать осевой винт более плотно и при этом сами не сжимаются. Поперечного люфта клинка при этом не будет – и плавность открытия не потеряется. Однако, в идеале, это работает только на дистанционной втулке. В остальных вариантах – любое сильное зажатие клинка между шайбами только ухудшает его извлечение. Без дистанционной втулки предпочтительнее, скорее, фторопластовые шайбы.

Некоторые же замки складных ножей и вовсе могут обходиться без шайб. Например, у бэк-локов, типа RealSteel H7 Snow Leopard, давление лайнеров такое, что фторопласт просто не выдержит этого, и даже небольшая случайная песчинка может его разрезать или смять.

 

Фторопластовые шайбы – не все так просто

Фторопласт довольно интересный материал, обладающий антифрикционными свойствами, что позволяет использовать его в узлах трения без какой-либо дополнительной смазки. Всегда нужно помнить и учитывать, что фторопласт довольно мягкий материал и легко сжимается. Поэтому всяческие плотные закручивания осевого винта приводят лишь к тому, что клинок зажимается сдавленным фторопластом и будет туго ходить.

Если ослабить винт, в осевом механизме может появиться небольшой люфт. Плюс, зачастую полимерам вредна смазка, ведь некоторые виды масел просто разъедают пластик. Не следует забывать и о факторе холода. На морозе фторопласт просто теряет пластичность и твердеет, что, конечно же, только ухудшает работоспособность вашего складного ножа.

 

Существует ли идеальное решение?

Наиболее приближенным к идеалу можно считать парное сочетание – одна шайба латунная или бронзовая, другая же – фторопласт. Фторопласт – пластичный и вязкий материал, с высокой износоустойчивостью на трение. Латунь или бронза – мягкие металлы, но значительно тверже фторопласта. Получается взаимная компенсация давления и трения. Основным минусом этого сочетания является то, что необходимость периодического подтягивания осевого винта и небольшой люфт никуда не деваются. Однако, важным плюсом подобной пары является тот факт, что с такими разными шайбами механизму вашего ножа грязь не страшна. 

Немаловажно тут и правильное расположение шайб. Наилучшим вариантом будет расположение фторопластовой шайбы на стороне прямого давления лайнер-лока, а латунной или бронзовой – с противоположной. Это обеспечивает заметно более мягкий флип и плавность хода при складывании и раскладывании ножа.

В любом случае, такое решение является довольно-таки удачным. Поэтому его часто можно встретить в бюджетных моделях складных ножей от самых разных производителей, включая и довольно известные торговые марки типа Sanrenmu.

Случаются конструкции и несколько более экзотические. Так, в модели Terra от RealSteel, с каждой стороны клинка установлены и латунная и фторопластовая шайбы.

Что ж, сколько производителей, столько и различных подходов к проблеме.

.

Конечно же, существуют и другие виды решений для осевого блока. Например, подшипники. Такая конструкция, не редкость в EDC ножах средней и премиальной ценовых категорий.

Качественный керамический подшипник обеспечивает высокую скорость и хлёсткую эффектность срабатывания осевого механизма. Для стильного джентльменского ножа типа CH 3001 или Bestech Knives Shogun эта особенность становится дополнительным элементом шика, логически уместным и объяснимым классовым признаком.

А вот в ноже для аутдора, типа Real Steel H9 Takin, подшипникам, пожалуй, не место. Песок и грязь такая механика переваривает, что называется, с трудом.

Встречаются конструкции и вовсе без шайб с последующим зажимом клинка рычагом или чем-то типа кольцевого зажима, как у известных и популярных Опинелей. Но все эти случаи – тема отдельного разговора.

 

Напишите свой комментарий